Трудности обучения

Трудности в обучении или снижение успеваемости могут возникнуть у школьников в любом возрасте. Мы в обычной жизни видим лишь внешние проявления неуспешности в учёбе и чаще всего считаем, что в основе этого лень, зависимость от гаджетов, неорганизованность или ещё что-нибудь. Безусловно, эти причины имеют место быть, но большая часть их скрыта от родительского глаза. Причин снижения успеваемости гораздо больше, а находятся они в разных плоскостях. Чтобы помочь ребёнку решить проблемы в обучении, нужно разобраться с тем, что является для него затруднением. Для этого нужно проанализировать ошибки, допускаемые в работах.
Все ошибки проще разделить так:
1. ошибки при чтении и говорении;
2. ошибки при выполнении письменных работ по русскому языку (по литературе);
3. ошибки при работе на уроках математики (алгебры и геометрии).

Следующим шагом будет анализ этих ошибок или затруднений: необходимо отделить специфические ошибки от тех, которые не похожи на обычные ошибки ребят. Как они выглядят? Ниже я приведу перечень таких необычных ошибок.
1. Письмо:
1. неправильное формирование образа буквы;
2. формирование неправильной траектории движений при
выполнении графического элемента буквы;
3. неспособность скопировать графический элемент или букву;
4. ошибки в пространственном расположении элементов букв;
5. ребёнок не видит строку, путает буквы, пишет лишние элементы;
6. неустойчивый почерк;
7. сильный нажим, тремор.
2. Ошибки при письме:
1. пропуски букв;
2. замена букв, близких по звучанию;
3. недописывание букв, слогов;
4. ребёнок не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точки и т.д.);
5. ухудшение почерка, пропуски, замены при письме под диктовку;
6. ухудшение почерка, пропуски, замены при списывании;
7. очень медленный темп письма.
3. Чтение:
1. плохо запоминает конфигурацию букв;
2. недостаточное различение букв, близких по конфигурации;
3. перестановка букв при чтении;
4. замена букв, неправильное произношение;
5. трудности слияния букв при чтении;
6. пропуски букв, слов;
7. спотыкающийся ритм, отгадывание букв, возвратное движение глаз;
8. быстрый темп, но плохое восприятие прочитанного;
9. очень медленный темп, побуквенное, послоговое чтение без продвижения в течение года;
10. медленный темп чтения, продвижение в течение года слабое.
4. Математика:
1. не видят разницы между числами, например: 152 и 125;
2. невозможность сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений;
3. нарушением ориентации «право — лево», «верх- низ»;
4. недостаточное овладение математическим словарем (терминами);
5. неправильное называние чисел;
6. ошибки в написании чисел;
7. запоминание порядка следования чисел без понимания их значений;
8. недостаточное знание состава числа;
9. трудности усвоения правил образования числа;
10. затруднения с определением места числа среди остальных чисел;
11. несформированность количественных отношений чисел;
12. выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта;
13. мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер;
14. сложности в разложении числа на слагаемые;
15. невозможность распределения чисел по закономерности «больше — меньше»;
16. мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия;
17. затруднения при выполнении последовательных арифметических действий;
18. значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.
Каждая из этих «особенных» ошибок является сигналом нарушения в деятельности одной или нескольких функций головного мозга, которые можно восстановить или улучшить. Детский мозг весьма пластичен, его компенсаторные возможности очень велики! Ребёнку нужна поддержка и понимание! Он может учиться прекрасно по какому-то предмету, а «хромать» в изучении другого. У него может быть прекрасная память, но затруднён определённый вид деятельности, поэтому и падает его успеваемость, поэтому и не хочет он учиться. При таких трудностях в обучении школьнику могут помочь разные специалисты вместе с его родителями. К кому стоит обратиться в данной ситуации? Кто и в каком случае может оказать реальную помощь?
Ответы на эти вопросы будут в следующей статье под названием «Специалисты узкого профиля в борьбе с неуспеваемостью».

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики новостей