» Школьная среда » Школа против наркотиков » Профилактика наркомании

Онлайн стенд

В настоящее время наркомания признана угрозой глобального характера. Мероприятиями, направленными на предотвращение наркозависимости и пропаганду здорового образа, охвачены практически все учебные заведения города. Комплексный план предусматривает сочетание воспитательных, социальных и медицинских акций. Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев употребления наркотических средств и ростом числа противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними в наркотическом и алкогольном опьянении или в результате злоупотребления психоактивных веществ (далее – ПАВ).

В настоящее время национальная политика нашей страны направлена на совершенствование Российской системы образования, в том числе в части охраны здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья, образ жизни и уровень культуры здоровья сегодняшних школьников предопределяет будущее нашей нации – ее экономический и социокультурный уровень, репродуктивные возможности, обороноспособность, трудовой и интеллектуальный потенциал страны.

В ноябре 2012 года кабинет министров Правительства РФ внес в Госдуму законопроект о тестировании учащихся на употребление наркотических веществ.

Согласно законопроекту раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и ПАВ включает в себя социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных учреждений, проводимое в порядке, устанавливаемом Минобрнауки; проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений. Документ также определяет полномочия федеральных и региональных органов власти в профилактике наркомании, а также компетенцию образовательных учреждений в выявлении употребления наркотиков обучающимися. Для борьбы с наркоманией предложено ввести тестирование на наркотики в образовательных учреждениях. Выявление таких детей предполагается при помощи социально-психологического тестирования.

Тестирование обучающихся образовательных учреждений направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм первичной профилактики наркомании.

Наркомания – это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка.

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только антинаркотического, но также и общих задач воспитания.

Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является:

а) обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

б) формирование у школьников отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления.

На этой основе становится возможной способность противостоять наркотическому воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества, сформировать у учащихся представления о влиянии наркотиков на организм,    представление о наркотиках как болезни, носящей пандемический характер.

Основные понятия: Наркомания — психическая «заразное» заболевание, которая поражает мозг, оказывает воздействие на эмоции и душу, разрушает социальные связисуть которого в постоянной зависимости человека от приема наркотика. «Narke» на древнегреческом означает «ступор»-неподвижность, беспамятство. Наркоманией могут страдать люди любого возраста; это почти неизлечимая или крайне трудноизлечимая болезнь; нет будущего у людей, начавших принимать наркотик.

Влияние наркотиков:  1.Психическое расстройство — негативное влияние на деторождение. 2. Тяжелые последствия хронического отравления организма – высокая смертность 3.Инвалидизация – деградация личности.

Наркотик — это вещество, которое способно вызвать эйфорию, психическую или физическую         зависимость,         причинять         существенный         вред психическому и физическому         здоровью человека.

Но для начала надо определиться, что к наркотикам те или иные вещества относятся по следующим критериям:

  •      способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
  •      способность вызывать зависимость (психическую и/или физическую), то есть желание снова и снова использовать наркотик;
  •      существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью регулярно употребляющего их;
  •      возможность широкого распространения этих веществ среди населения;
  •      потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде (иначе в первую очередь необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).
  •  

Мифы о наркотиках:

  • Попробуй-пробуют все!
  • Попробуй-вредных последствий не будет!
  • Попробуй-если не понравится, прекратишь прием.
  • Существуют безвредные наркотики

При первом приеме наркотика можно умереть:

  • От неверно выбранной начальной дозы.
  • Из-за фальсификации наркотика.
  • Из-за употребления наркотика, приготовленного кустарным способом.
  • В силу индивидуальной непереносимости препарата.

Как сказать нет?

  1. Твердо отстаивайте свою позицию.
  2. Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и оправданий.
  3. Начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»
  4. Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить».
  5. Предложите компромисс или альтернативный вариант.

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм «настраивается» на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный принцип прост: наркотики — каждый препарат по-своему — начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. Помните из школьной биологии — есть такие гормоны: адреналин, норадреналин и прочие. Если процесс «перенастройки» физиологии организма «под наркотики» зашел достаточно далеко, то при их отсутствии начинается абстиненция или «ломка».

Кроме физической, есть еще и психическая зависимость. Ее очень трудно описать, она не ощущается во время постоянной наркотизации и молодые наркоманы отказываются в нее верить.  Многие врачи-наркологи считают психическую зависимость производной воспоминаний о переживаемой в опьянении эйфории. Видимо, это верно, по крайней мере — для молодых наркоманов, для которых такая эйфория еще возможна.
Наркоман, ранее длительно употреблявший наркотики, после отказа от них испытывает тяжелейший стресс. Стресс связан с коренным изменением привычного уклада жизни. Если раньше парень мог «уйти» во внутренний мир приятных грез или хотя бы не так остро ощущать необходимость насущных и неотложных, но не всегда легких решений (к тому же часто вынуждающих жертвовать той или другой личной ценностью), то теперь уже он не защищен. Именно поэтому большинство больных со стажем возобновляет прием наркотиков после лечения. Они прекрасно осознают свой «порочный круг» и были бы рады вырваться из него, если бы вновь смогли научиться не бояться жить без наркотиков.Трагедия в том, что обычно это умение теряется навсегда. А главная беда — что, начиная употреблять наркотики, никто в это не верит и считает, что его это не коснется.

Конечно, в формировании психической зависимости участвуют множество факторов, у разных людей они различны и часто не поддаются учету.
Именно поэтому лучшей защитой от наркомании является трусливый, дурацкий, нелепый, смешной, упрямый, категорический отказ «попробовать».

Источником наркогенной информации являются люди, употребляющие наркотические вещества, и те, кто заинтересован в распространении наркомании, — наркоторговцы.Вместе с тем источником наркогенной информации могут быть и семья, и средства массовой информации, и художественная литература. Отсюда важно сделать правильный вывод для себя: прежде чем принять таблетку или сделать укол какого-либо вещества, надо иметь полную информацию о нем и последствиях его использования.

Наркогенная информация, распространяемая торговцами, в основном сводится к описанию приятного действия наркотических веществ, утверждению об их полезности или по крайней мере безвредности, а также к прямым предложениям попробовать, испытать на себе «замечательное» действие того или иного вещества.

Скорость распространения наркогенной информации и ее заразительность очень велики. Основной путь ее распространения — непосредственное общение, совместное времяпрепровождение молодых людей.

Наркогенная информация содержится не только в словах, но также и в самом поведении наркоманов, наркоторговцев. Это демонстрируемые ими способы приготовления и приема наркогенных веществ, личный пример.

В настоящее время распространение наркомании приобрело угрожающий, эпидемический характер, особенно среди молодежи. Наибольшее число страдающих этой страшной болезнью — в возрасте от 13 до 30 лет.

Почему же наркомания так трудно лечится? — Потому что психологическая зависимость от наркотического вещества сохраняется на всю жизнь. Стоит только человеку, давно уже переставшему принимать наркотик, снова его попробовать, как у него даже после длительного перерыва — возникает неудержимое желание вновь принимать его постоянно. Поэтому всю оставшуюся жизнь надо быть начеку, чтобы не проявить даже минутной слабости (сделать однократный прием), после чего его болезненное пристрастие, как лавина, нарастает и становится даже более сильным, чем ранее.

Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть, мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз — ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, только один раз попробую…» И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.

Признаки наркотического опьянения

В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимо знать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их у кого-либо из окружающих. Это позволит более правильно оценивать таких людей и более рационально строить с ними отношения (к примеру, решая такой вопрос: можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям и родителям.

Неожиданные изменения направленности интересов подростка и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность), в сочетании с появлением друзей или подруг, о которых вы ранее не знали.

Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения.

Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности.

Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а также носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.

Признаки «лекарственной» заинтересованности подростков: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам к т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.); признаками наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфические слова, список которых приводится ниже. Появление таких слов в речи ребенка, подростка, в частности, в его разговорах с товарищами, должно настораживать взрослых.

Наркомания в школе является наиболее опасной формой наркомании. Дети еще не успели сформироваться, как целостные личности, у них часто отсутствуют или не стабильны принципы.

Наркомания в школе – это первый серьезный риск для жизни и здоровья подростка. Рано или поздно в современной школе человек окажется перед возможностью попробовать наркотики. В масштабе нации наркомания в школе – это фактор, угрожающий жизнеспособности нации. Дети являются будущим нации.

То, какими являются или становятся дети, предопределяет будущее. Отравленные люди, вступающие в репродуктивный возраст, не имеющие иных целей, кроме наркотического удовольствия – будут тяжелым бременем для народа. Дети наркоманов будут не здоровы физически и душевно.

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики новостей