» Родителям и ученикам » Психологическая служба » Как быть, если ребенок не хочет делать уроки?

Как быть, если ребенок не хочет делать уроки?

             Учебный год начался, и у родителей и детей теперь одна «боль» на двоих: уроки! Что делать и как быть с тем, что ребёнок просто не хочет делать уроки? Если ссоры и домашние задания в Вашей семье идут рука об руку, если скандалы, уговоры и упреки чередуются с математикой, чтением и английским, тогда читайте советы психолога о том, как научить ребенка делать уроки.

Главное правило для родителей: прежде чем пытаться понять, как научить ребенка делать уроки в Вашем случае, постарайтесь уяснить, почему в принципе ребенок не хочет делать уроки. И тому могут быть разные причины.

Ребенок не хочет делать уроки: причины физиологические

К таковым относятся обычная усталость, постоянное сосредоточение на школьных проблемах, а для детей младшего школьного возраста – перевозбуждение или наоборот эмоциональная опустошенность. В этом случае ребенок может не хотеть делать уроки просто потому, что ему трудно сконцентрироваться. Поэтому, дорогие родители, если вы считаете, что усаживать  ребенка делать уроки надо сразу после школы, то Вы ошибаетесь. Дайте ему отвлечься от мыслей о школе и немножко отдохнуть. Но отдохнуть в этом случае не значит «окунуться» в телефон. Отдых должен именно разгрузить голову. Самые подходящие варианты: спортивная секция, прогулка, для самых маленьких школьников – возможность поиграть любимыми игрушками или поспать, если ребенок еще не отвык спать днем.

Ребенок не хочет делать уроки: причины психологические

Осторожно выясняем, в чем именно причины того, что ребенок не хочет делать уроки. Относится ли это нежелание ко всем домашним заданиям по всем предметам или что-то все-таки он делает с большей охотой. Если какие-то предметы пользуются особой нелюбовью вашего чада, спрашиваем о причинах. Может быть, предмет непонятный, задания по нему не получаются, нет контакта с учителем  и так далее. В зависимости от того, что Вы узнали, выстраивайте дальнейшую линию поведения.

1.Если нет контакта с учителем. Узнайте у ребёнка о традиционных моментах урока. Пусть он расскажет о том, как себя чувствуют другие дети. Что в поведении учителя  мешает Вашему ребёнку легко контактировать с ним? Возможно, причина в том, что ребёнок просто не привык к новым требованиям или новому человеку. Постарайтесь тактично объяснить ребенку, что учитель делает строгие замечания для того, чтобы все вели себя на уроке как следует, были внимательны. Если Вам из рассказов ребенка все-таки кажется, что учитель ведёт себя грубо или еще как-то нарушает преподавательскую этику, то постарайтесь сначала лично пообщаться с педагогом или классным руководителем, прежде чем озвучивать ребенку свое окончательное мнение о педагоге.

  1. Если не нравится (непонятен) предмет. Тут важно не запускать, а найти время и возможность позаниматься самому с ребёнком дополнительно. Нет ничего хуже «снежного кома» непонятых тем, вопросов, пропущенных уроков. Ваша задача как взрослого, умного и опытного человека – не только научить ребенка делать уроки, но и научить учиться!

Еще несколько советов как научить ребенка делать уроки

  1. Приучайте ребенка к режиму дня и ритуалу выполнения домашних заданий как одной из его частей. Допускаются небольшие перерывы в процессе делания уроков, особенно ученикам начальных классов – они еще не умеют так надолго сосредотачиваться.
  2. Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер и в течение недели потихоньку стимулируйте ребенка делать какие-то задания вперед. Например, предмет был в понедельник и в следующий раз будет в четверг – убедите ребенка сделать домашнее задание по нему в понедельник – вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что что-то из уроков уже готово!
  3. Совсем маленьким ученикам помогите правильно организовать выполнение домашней работы. Детям свойственно долго сидеть с чем-то одним, отвлекаясь и мечтая, а потом бывает трудно собраться «в кучу». Быть организованным и сконцентрированным, не тратить время попусту – эти навыки Ваше чадо приобретет не сразу.
  4. Поощряйте самостоятельность, когда что-то несложное ребенок делает сам. Вы можете только проверить и похвалить.
  5. Не делайте сложные задания за ребенка! Этим Вы ему не поможете, а лишь закрепите неправильную модель поведения: «Зачем напрягаться, если мама с папой всегда подстрахуют и все напишут за меня!» Объясняйте, подталкивайте в нужном направлении, пусть ребенок учится мыслить!

И последний, но очень важный нюанс – психологический настрой. Если ребенок не хочет делать уроки, внушайте ему обратную идею: делать уроки вовремя и как следует – большой плюс для него самого!

  • Он выучил урок, на следующий день его спросили и он получил хорошую оценку, и Вы говорите: «Молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!»
  • Он заранее сделал все уроки и сложил портфель на понедельник, и Вы говорите: «Видишь, сделал дело, теперь можешь с чистой совестью гулять смело в выходные!»
  • Он делает уроки вовремя, сосредоточенно и внимательно, и Вы говорите:  «У тебя отличная усидчивость и умение концентрироваться, тебя ждут успехи и в карьере потом!»

Далее придумывайте сами позитивные утверждения-похвалы!

Со временем у ребенка станет меньше негатива по отношению к домашним заданиям, особенно если он увидит, что с этим он справляется,  и  его за это хвалят, что вы всегда готовы помочь и  позаниматься дополнительно. А через какое-то время появится привычка делать уроки вовремя, осознанно и для собственной пользы!

 

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики новостей